Дистанционный курс «история биологии» рассчитан на 30 часов, предназначен для учащихся 10-11 классов биологического, медицинского и естественнонаучного профиля.

При создании курса использовался культурологический подход, предпринята попытка изложить историю развития биологии в контексте развития культуры (и естествознания как части культуры) конкретных исторических эпох. Поэтому курс может быть реализован в классах общественно научных (гуманитарных?) профилей.

Курс посвящен становлению и развитию биологии как науки с древнейших времен до настоящего времени. Находясь на стыке естественных, гуманитарных и общественных наук, биология формировалась под давлением запросов человеческого общества. Биологические знания формировали мировоззрение личности, ее отношение к природе, обществу, культурным ценностям. Исторический и культурологический подход к изучению биологии в этом курсе дает возможность показать взаимное влияние различных наук и их взаимодействие с миром культуры.

Цель курса: формирование целостного мировоззрения на основе знаний об истории биологии в контексте развития культуры.

Задачи курса:

  • ознакомить учащихся с историей становления и развития естествознания и биологии как наук, с великими биологическими открытиями;
  • развивать умения работать с различными источниками информации;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в отношении того или иного биологического открытия, оценивать значимость этих открытий для развития науки и человеческого общества;
  • развивать устойчивый интерес к изучению живой природы, самообразованию;
  • расширять кругозор, повышать научный и культурный уровень, мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную работу.

Структура курса представлена двумя модулями - теоретическим и практическим. Теоретический модуль содержит материал по истории биологии и естествознания с древнейших времен до наших дней. Перемещаясь по ссылкам, учащиеся работают с различными источниками информации: с текстовыми материалами в документах Word и/или размещенными на различных сайтах и образовательных порталах, работают с видеоматериалом, выполняют виртуальные тренинги и практические работы. Теоретический модуль заканчивается блоком контроля уровня усвоения, который состоит из 9 виртуальных контрольных работ.

После усвоения теоретического модуля, учащимся предлагается выполнить задание практического модуля: написать и разместить на сайте дистанционного курса реферат по одной из предложенных тем. Требования к оформлению реферата и минимальный набор источников информации прилагается в модуле. 

Критерием успешного завершения обучения на курсе является выполнение  контрольных работ теоретического модуля, наличие на сайте дистанционного курса реферата. 


Введение в курс.docxВведение в курс.docx

Дистанционный курс «Здоровье» предназначен учащимся 10 -11 классов биологического, медицинского и естественнонаучного профиля. Ввиду актуальности и личностной значимости содержания, курс может быть реализован в классах других профилей. Время усвоения 30 часов.

Цель курса - развитие компетентности в сфере сохранения и укрепления здоровья, формирование мотивации соблюдения правил здорового образа жизни, углубление и расширение знаний раздела школьного курса биологии «Человек и его здоровье».

В ходе обучения учащиеся усвоят понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»,  получат  знания о факторах здоровья, способах его сохранения и укрепления, методах самонаблюдения, контроля и самоконтроля уровня сформированности здоровья. 

Учащиеся научаться использовать знания на практике, применять приемы и методы самонаблюдения и самоконтроля уровня сформированности собственного здоровья в повседневной жизни. 

Структура курса представлена четырьмя модулями. Модуль 1 содержит теоретический материал, в нем раскрываются понятия здоровья и здорового образа жизни, способы сохранения здоровья, факторы риска для здоровья. Модуль также направлен на повышение правовой компетентности учащихся в вопросах охраны здоровья. Модули 2 и 3 практические. В ходе их усвоения учащиеся выполняют практические работы, используя доступные, эффективные и простые в повседневном использовании методы самонаблюдения, контроля и оценки собственного здоровья.

Практические работы осуществляются индивидуально или в парах. Некоторые из них требуют дополнительного несложного оборудования, которое имеется в школьном кабинете биологии или медицинском кабинете. Инструкция к проведению практических работ прилагается в каждом модуле.

Модуль 4 является завершающим, направлен на обобщение результатов, полученных в ходе изучению курса и выполнения практических работ.

Критерием успешного завершения обучения на курсе является выполнение  практических работ из всех практических модулей, т.е наличие шести «Отчетов» по шести практическим работам и итоговый отчет.

Персональные антропометрические данные и данные о состоянии  физического развития и здоровья, полученные учащимися в ходе выполнения практических работ, остаются конфиденциальными, доступны только руководителю дистанционного обучения.

Введение в курс.docxВведение в курс.docx

Курс рассчитан на 30 часов и предназначен учащимся 10-11 классов естественнонаучных профилей, направлен на совершенствование умения решать генетические задачи. Также может быть использован учащимися других профилей, желающими подготовиться к вступительным испытаниям по биологии.

Цель курса - научиться решать генетические задачи на моно-, дигибридное и анализирующее скрещивание, неполное доминирование и сцепленное наследование признаков, наследование, сцепленное с полом, а также задачи на следующие виды взаимодействия генов: эпистаз, кодоминирование, множественный аллелизм.

Усвоив курс, учащиеся узнают  закономерности наследственности, их цитологические основы, усвоят основные генетические понятия и символы. Научатся формулировать законы наследственности, решать генетические задачи, использовать биологическую терминологию и символику, применять теоретические знания законов наследственности в практической деятельности.

 Курс состоит из 4 модулей.  Продолжительность усвоения модулей 6 или 8 часов. Модули 1, 2 и 3 систематизируют и обобщают материал, предусмотренный современными образовательными стандартами. Модуль 4 охватывает материал, превышающий стандарты, тем самым расширяет содержание биологического образования.

Каждый модуль включает минимальный объем теоретического материала, необходимого для формирования умения решать генетические задачи различных видов,  алгоритмы и примеры их решения, содержит комплект материалов для тренинга. Каждый модуль завершается заданиями для контроля уровня его усвоения.

Для обучения на дистанционном курсе пользователь должен зарегистрироваться в системе. Продвижение пользователя внутри каждого модуля, а также от модуля к модулю происходит последовательно и фиксируется руководителем дистанционного обучения. Оценка усвоения курса осуществляется по итогам выполнения всех модулей. Критерием успешного завершения обучения на курсе является правильное выполнение всех контрольных мероприятий внутри каждого модуля.

Введение в курс.docВведение в курс.doc

Дистанционный курс «Биотехнология» рассчитан на 30 часов, предназначен для учащихся 10-11 классов биологического, медицинского и естественнонаучного профиля.

Цель курса: углубление знаний в области биотехнологии, формирование устойчивого познавательного интереса учащихся, профориентация.

В ходе изучения курса учащиеся освоят современные достижения, методы, проблемы и перспективы биотехнологии. Получат представление о том, что биотехнология решает глобальную задачу - расширяет и ускоряет с помощью достижений научно-технического прогресса масштабы воздействия человека на живую природу и способствует приспособлению живых систем к условиям существования человека (ноосфере), выступая в роли нового мощного фактора эволюции.


Введение в курс.docxВведение в курс.docx

Дистанционный курс «Экологические исследования» предназначен для учащихся 10 -11 классов биологического, экологического и естественнонаучного профиля. Время освоения 42 часа.

Цель курса - формирование экологического мышления и научного мировоззрения, развитие компетентности в сфере охраны окружающей среды, интеграция учащихся  в деятельность, направленную на поддержание экологического качества среды обитания, углубление и расширение знаний раздела школьного курса биологии «Экосистемы и присущие им закономерности».

В ходе обучения учащиеся получат  знания о физических, химических и биологических методах оценки экологического состояния окружающей среды. 

Научаться использовать знания на практике, применять научные методы для оценки качества воды, воздуха, снега.

Учащиеся освоят методику проведения научного исследования: научатся проводить исследования,  фиксировать результаты в различной форме, интерпретировать их, делать на их основе суждения и выводы, оформлять результаты исследований.

Структура курса представлена тремя практическим модулями. В ходе их выполнения учащиеся проводят серии практических работ по оценке качества воды (Модуль 1), снега (Модуль 2) и воздуха (Модуль 3) на территории школы и/или в школьных помещениях.

Наиболее оптимальной представляется работа в малых группах по 3-5 человек. Большинство работ должны проводиться в химической лаборатории при соблюдении правил техники безопасности, требуют дополнительного оборудования и химических реактивов, которые, как правило, имеются в школьных кабинетах химии и биологии. По этой причине обязательным условием обучения на курсе является руководство учителя химии и/или биологии.

Для обучения на дистанционном курсе руководитель (учитель химии и/или биологии) должен зарегистрировать свою группу учащихся в системе и создать в ней персональную папку группы. В этой папке группа будет размещать отчеты по результатам выполнения практических работ и освоения модулей.

Критерием успешного завершения обучения на курсе является выполнение  14 практических работ и наличие в персональной папке трех «Итоговых отчетов» по трем модулям обучения.

Введение в курс.docxВведение в курс.docx

Курс рассчитан на 30 часов и предназначен учащимся 10-11 классов биологического, медицинского и естественнонаучного профиля, направлен на совершенствование умения решать по молекулярной биологии. Также может быть использован учащимися других профилей, желающими подготовиться к вступительным испытаниям по биологии.

Цель курса - обобщить и систематизировать знания тем школьного курса общей биологии «Белки», «Нуклеиновые кислоты», «Синтез белка», сформировать умения решать биологические задачи по указанным темам. 

Усвоив курс, учащиеся узнают  строение и химический состав ДНК, механизм удвоения ДНК, принцип комплементарности, правило Чаргаффа; строение и химический состав белков; механизм  синтеза белка, усвоят  понятия транскрипция, трансляция, триплетность генетического кода, мутация.

Учащиеся научатся решать задачи на:

  • определение химического состава ДНК,
  • применение принципа комплементарности при определении аминокислотной последовательности синтезируемого белка, определении структуры ДНК, иРНК, тРНК, участвующих в синтезе белка,
  • состава участвующих в биосинтезе аминокислот, триплетов и нуклеотидов ДНК, кодонов и нуклеотидов  иРНК, антикодонов тРНК,

Решать расчетные задачи на определение:

  • молекулярной массы белка и количества аминокислот в нем,
  • длины и молекулярной массы ДНК,
  • молекулярной массы синтезируемого белка и длинуы кодирующего его гена;

Учащиеся также научаться: использовать биологическую терминологию и символику; применять теоретические знания молекулярных основ жизни  в решении практических задач.

Курс состоит из 4 модулей.  Продолжительность усвоения модулей 6 или 8 часов. Рекомендуется последовательное изучение модулей.

Каждый модуль включает оптимальный объем теоретического материала, необходимого для формирования заявленных умений,  алгоритмы и примеры их решения, содержит комплект материалов для тренинга. Каждый модуль завершается заданиями для контроля уровня его усвоения.

Продвижение пользователя внутри каждого модуля, а также от модуля к модулю происходит последовательно и фиксируется руководителем обучения. Оценка усвоения курса осуществляется по итогам выполнения всех модулей. Критерием успешного завершения обучения на курсе является правильное выполнение всех контрольных мероприятий внутри каждого модуля и итоговой контрольной работы.

Введение в курс.docВведение в курс.doc